24 октября, в рамках проведения Покровских образовательных чтений в Чечерском благочинии, в храме Преображения Господня г. Ветки состоялась лекция об иконографии праздника Покрова Пресвятой Богородицы, которую провела для прихожан Афанасьева Ольга Васильевна — магистр теологии, ведущий научный сотрудник «Ветковского музея старообрядчества и белорусских традиций им. Ф.Г. Шклярова».
Первый храм, построенный в Ветке в 1695 г. бежавшими от преследования старообрядцами, был посвящён празднику Покрова Богородицы. Многие старообрядческие слободы имели Покровские храмы, жители которых надеялись на заступничество Божией Матери, подобно жителям Константинополя в Х веке. По преданию, Пресвятая Богородица распростёрла Свой мафорий или пояс-омофор над укрывшимся от врагов народом, молящимся во Влахернском храме Константинополя, и Своей молитвой спасла их от бедствия.
Иконография «Покров Пресвятой Богородицы» — одна из самых разработанных на Ветке. Композиция образа сложилась уже в XIV веке. Ветковская икона «Покров» создавалась на основе ростово-суздальской и новгородской иконописных традиций, имеющих отличия. Эти различия можно увидеть по четырём подробностям: наличию омофора на руках Богоматери или в руках ангелов; наличию изображения Спаса в центре средника в облачном сегменте образа; наличию сюжета «Сон Романа Сладкопевца», а также архитектурным элементам. Ветковская икона активно сочетает эти разные школы, вплоть до присутствия на иконе сразу двух покровов. Важнейшее значение в символике образа придаётся утверждению единства Церкви как собрания верующих — земной и Небесной в ликах святых. Земная Церковь представлена как высокими иерархическими лицами, так и клиром — изображёнными без нимбов людьми, без которых Церковь не может обрести полноты своего проявления в мире. Под «клиром» понимаются не только священнослужители, но и простые люди, ведь просто «мирских» людей в церковном собрании и быть не может. Все призваны к служению Богу и уже освящены Христом в своём призвании (ср. 1Пет 2:9).
На богослужении также присутствовал директор музея Пётр Михайлович Цалко, который поделился с присутствующими о планах сотрудничества музея с приходом храма Преображения Господня. В свою очередь, настоятель храма — протоиерей Михаил Борисёнок — от лица прихожан выразил благодарность сотрудникам музея за интересный рассказ и преподнёс небольшой подарок.

Затем перед иконой был прочитан акафист Пресвятой Богородицы, после которого прихожане с благоговением подходили к иконе, чтобы приложиться к ней и внимательнее рассмотреть удивительное мастерство иконописца, передавшего через этот образ любовь Богородицы ко всем страждущим людям.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *